Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
22:49 

Питер Хёг - соционический анализ.

Buffer Zone


Питер Хёг - самая эксцентричная фигура в современной датской литературе и единственный датский писатель, чьи книги выходят миллионными тиражами и переведены более чем на тридцать мировых языков. Он успел перепробовать множество профессий - моряка, артиста балета, альпиниста - до того как стал литератором. Возможно, именно насыщенное прошлое позволило Хёгу описывать самые обычные, казалось бы, жизненные эпизоды в пронзительной, невероятно меланхоличной манере.

Его творчество интересно своей остро закрученной интригой, чувством стиля и пониманем современной жизни с ее хаосом, одиночеством, депрессиями, азартом и поражениями, а так же точным отражением человеческих страстей во всем их многообразии. Вышедшая в 1992 г. книга "Смилла и ее чувство снега" - пожалуй, самый известный роман Хёга, чему способствовала и его экранизация с Джулией Ормонд в главной роли.


Было интересно провести анализ психотипа данной личности на основе его интервью как в текстовом, так и в видео- формате:







Стенограмма речи (без цитирования тех мест, где он зачитывает куски из своей книги):

"..Я сделал это открытие о свободе, когда мне было уже за тридцать. Все это время я постоянно писал, но настал момент, когда я начал писать каждый день. Было важно именно творить, быть художником своего творчества, а мысли, будут ли мои книги когда-либо опубликованы, не особенно меня волновали.

Для меня книги - это исследование, поиск - каждый раз я пытаюсь найти и открыть что-то новое, зайти еще дальше. Поэтому пока ничего не пишу, поскольку это исследование подошло к концу и более мне не интересно. Подобный поиск - это, своего рода, риск, поскольку ведет в новый мир...

..Когда я пишу, у меня нет ощущения одиночества. Я чувствую, что погружаюсь в мир языка. Мир языка не обособлен, он как нить, связывающая всё вокруг. Я никогда не одинок, я.. я.. чувствую себя рассказчиком среди внимательных слушателей и все мы связаны ходом повествования. Мне кажется, что для детей в этой книге самое важное достигнуть такого чувства свободы, при котором открывается возможность сердцем и разумом прикоснуться к совершенно другому состоянию..."


Интроверсия - это первое, что бросается в глаза. Установка сознания, при которой человек ориентируется на свои внутренние ощущения, идеи и переживания, имеющие для него ключевую ценность. В отличии от экстраверта, который ориентирован на внешний мир и на внешние оценки, интроверт ориентирован на самого себя. Поэтому для него не имеет особого значения общественное признание, публикация книг в данном случае, важны лишь его мысли и чувства от собственной деятельности.

Рациональность - связанные друг с другом мысли, отсутствие ассоциаций и ухода от основной линии повествования. Он разворачивает свою речь на прямую линию, поэтому и объяснение выглядит последовательным.

Рациональность и интроверсия дают первую малую группу, которая объединяется признаком статика.

Статика - это установка сознания, при которой внимание обращается на фиксированные состояния или характеристики объекта, поэтому содержание речи статика можно переставлять местами, что не изменит ни смысл сказанного, ни стилистику изложения.
Например:

1. Когда я пишу, у меня нет ощущения одиночества. Я чувствую, что погружаюсь в мир языка. Мир языка не обособлен, он как нить, связывающая всё вокруг.

2. Для меня книги - это исследование, поиск - каждый раз я пытаюсь найти и открыть что-то новое, зайти еще дальше. Поэтому пока ничего не пишу, поскольку это исследование подошло к концу и более мне не интересно. Подобный поиск - это, своего рода, риск, поскольку ведет в новый мир

3. Я никогда не одинок, я.. я.. чувствую себя рассказчиком среди внимательных слушателей и все мы связаны ходом повествования.

4. Я сделал это открытие о свободе, когда мне было уже за тридцать. Все это время я постоянно писал, но настал момент, когда я начал писать каждый день. Было важно именно творить, быть художником своего творчества, а мысли, будут ли мои книги когда-либо опубликованы, не особенно меня волновали.

5. Мне кажется, что для детей в этой книге самое важное достигнуть такого чувства свободы, при котором открывается возможность сердцем и разумом прикоснуться к совершенно другому состоянию.


Рациональный интоверт - это человек уравновешенно-стабильный, т.е. сдержанно-спокойный, вдумчивый, внимательный к тому, что волнует его на данный момент, и к тому, что ему интересно. Человек, который не тратит энергию впустую, а расходует ее только на объективно необходимые действия. Тот, кто не любит отклонения от своего внутреннего ритма. Тот, кто любит искать скрытые мотивы, закономерности, некие связующие элементы, которые делают мир несколько более предсказуемым и определенным - "Мир языка не обособлен, он как нить, связывающая всё вокруг". Основной чертой людей с таким типом темперамента является склонность пытаться контролировать все и вся: себя, свою жизнь, течение событий. В поведении такие люди отличаются последовательностью, но при этом их поступки зависят не столько от внешних событий, сколько от собственных установок.
Уравновешенно-стабильный темперамент наиболее заметен в другом его интервью, с которым мы ознакомимся чуть позже.

Резюмируя вышенаписанное, можно выделить 4 психотипа: два из которых сенсорные, а два интуитивные; два логические и два этические.
Возьмем первый срез: интуиция/сенсорика. Безусловно, мир идей, поиск внутренней свободы - это прерогатива интуита. Интуит воспринимает мир образно и глобально. Интуит пытается нащупать целостность, что-то общее, поэтому в речи Питера нет детальности и конкретики. Хёг по несколько раз повторяет слова - у итуитов возникают сложности с вербализацией, поскольку их видение мира отличается от того, каким мир является. И разница эта в глобальном фокусе восприятия, в котором детали отходят на второй план.
И снова мы выходим на новую малую группу - интровертные интуиты, стимулом к деятельности которых является внутренний посыл. Это самодостаточные люди, они не стремятся обладать большой силой или властью и самой сильной мотивацией для них будет возможность работать в присущем им ритме, погружаться в собственные идеи, заниматься их исследованием.
Это предусмотрительные люди. И эта предусмотрительность видна в словах Питера: "Подобный поиск - это, своего рода, риск, поскольку ведет в новый мир...", "Мне кажется, что для детей в этой книге самое важное достигнуть такого чувства свободы, при котором открывается возможность сердцем и разумом прикоснуться к совершенно другому состоянию" - эти слова показывают его конечную цель, его понимание, к чему он стремится, что является признаком стратегии. И эта цель в том, чтобы открыть другим состояние свободы. Эта цель помогает разрешить не только свои личностные вопросы и, тем самым, утолить собственное любопытство, но так же даёт возможность другим пройти по этому пути. Так мыслит предусмотрительный. Он прибегает к тому опыту, который уже есть в данной области, и, опираясь на этот опыт, не только решает свои собственные проблемы, но так же находит решения, которые могут применить и остальные.
Ещё одна малая группа, которая заметна в семантике речи Питера - это группа рациональных интуитивных стратегов, жизненная стратегия которых направлена на поиск Идеала. Люди этой группы мысленно соприкасаются с ним для выживания в жестких, далеких от совершенства условиях настоящего. Это - свет вдалеке, помогающий обрести силы и найти выход из сегодняшних трудностей. Итак, при сочетании таких признаков, как рациональность, интроверсия, статика, стратегия, предусмотрительность, интуиция - у нас остаётся только два варианта: Робеспьер и Достоевский.

 

Среди сторонников соционической теории есть немало людей, которые признают только анализ по Модели А или только анализ по ПР. Более того, внутри каждой группы есть те, кто признает только анализ мерностей функций или только анализ через блоки модели А. Поэтому предлагаю закрепить полученную информацию через анализ Модели А, что покажет отсутствие каких-либо противоречий между одним и другим методом, а так же бессмысленность разговоров о том, какой из них наболее точный и объективный.

Итак, рассмотрим следующее интервью (fantlab.ru/article355).

- Быть писателем, это требует - во всяком случаем для моего организма - значительной доли спокойствия посреди будней. Мне нравится тишина, я обожаю спокойствие, так что я не испытываю никаких лишений при таком способе существования.
Стремление не привлекать к себе внимания - одна из характерных черт интровертов.
Интроверт - человек, сконцентрированный на своем внутреннем Я, на своих мыслях, на своих желаниях. Он экономит силы, поэтому нуждается в спокойствии. И поскольку Питер рациональный интроверт, то, как и все рациональные интроверты, предпочитает такой ритм жизни, который позволил бы ему экономить энергию.

Ранее мы выяснили, что Питер интуит, теперь нужно проверить это через модель А.


Немного об анализе по модели А.

Наверное самый простой способ работы с моделью - это работа не по функциям, а по блокам. Дело в том, что анализ мерности требует значительного количества информации, которым мы не всегда обладаем, в отличие от анализа по блокам, который позволяет выявить общие закономерности.

Для анализа по функциональному блоку, так же как и для анализа по функции, необходимо понимать 4 критерия.

1. Ментальность/витальность
- проще говоря, за что человек отвечает сам, а что перекладывает на других, под что подстраивается и к чему вынуждает подстроиться. Другое названия критерия - самостоятельное или зависимое поведение.
2. Акцептность/продуктивность
или же дискретность/непрерывность. По акцептным функциям мы постоянно фильтруем информацию. Восприятие идет сплошным потоком. По продуктивным не только воспринимаем, но ещё перерабатываем, приносим что-то свое. Другими словами, по аспектным фильтруется сырьё, по продуктивным из сырья делается продукт.
3. Сила/слабость
- уверенное или не уверенное владение аспектом. Если аспект в сильных функциях, то человек будет вести себя уверенно, если в слабых, то, наоборот, будет проявлять неуверенность, сомнения, колебания.
4. Инертность/контактность
. Наверное, наиболее простой критерий. Инертными аспектами (левая сторона модели) мы обращены к себе, а контактными (правая сторона) к внешнему миру. По инертным больше рефлексии, по контактным больше мобильности.


В рамках функционального подхода это даёт четыре функциональных блока:
1 блок - аналитический
. Это акцептные инертные функции - 1 и 7. Аспекты на этих каналах подвергаются постоянному анализу, изучению, проверке соответствия различным нормам - как социальным, так и личным. Результат работы этого блока отслеживается по сильным продуктивным функциям 2 и 8, поэтому результат отличается некоторой незаметностью для окружающих.
2 блок - манипулятивный
, состоит из сильных продуктивных контактных функций - 2 и 8. Здесь человек делится информацией с обществом и миром, проявляет наибольшую гибкость и подвижность.
3 блок - всасывающий
, состоит из слабых акцептных контактных функций - 3 и 5. Происходит поглощение всей доступной информации из внешней среды без какого-либо предварительного анализа и оценки. По принципу - авось пригодится.
4 блок - шаблонный
, состоит из слабых продуктивных инертных функций - 4 и 6. Уже формируются эталоны и стереотипы, основной аргументацией становится личный опыт, воспитание и ценности окружающего социума.

Другими словами, анализируя по функциональным блокам нужно выяснить, что человек анализирует, чем манипулирует, что поглощает и каких эталонов придерживается.


Вернемся к интервью.
- В вашей жизни можно провести временную границу, которая называется «ДО и ПОСЛЕ `Смиллы и ее чувства снега`». Что изменилось с тех пор? В чем состоит разница между тем, что у тебя четыре тысячи читателей и внезапной мировой славой?
- На самом деле, изменилось немногое. Но я хочу сказать, что сразу же понял, что если я хочу сохранить себя как человек и как художник, то должен в очень большой степени закрыться от всего. Или нет, видимо, надо сказать иначе - мне следует найти равновесие, при котором меня не поглотит то, что происходит.
И во всем этом есть две стороны. Деньги и тщеславие - это не мои слабости. Они просто-напросто не владеют мной. Я знал, что если мне удастся сохранить некую форму буддистского отношения к происходящему, то надо просто дать этому пройти. Я мог сказать самому себе: интересно, что все это происходит, но я в эти игры не играю.
Это была психологическая сторона.

Здесь речь идет о личных стереотипах, о внутренних эталонах. Деньги и тщеславие - так же как и статус и власть - сенсорные стимулы.
Мало найдется людей, готовых отказаться от этого. Отказ, с социальной точки зрения, - неадекватное поведение. Но это его личный выбор, основанный на его опыте. Это продукт, результат собственных наблюдений, а точнее - его собственной работы над собой. Он выражается в отказе от того, что расположено у него во всасывающем блоке, а это отказ от анализа логической стороны жизни - нормативных актов, договоров, счетов и всего остального.

"А в практическом отношении я сделал вот что: я поговорил с Мерете (главный редактор издательства «Мунксгор Росинанте») об этом. Мы ведь очень близки. И я сказал ей, что нам необходимо принять ряд мер, которые стали бы своего рода фильтрами вокруг меня... Мы разрабатывали это несколько лет. И в результате был принят целый ряд решений. Например, издательство получило доверенность, согласно которой я передаю ему право решения всех художественных и экономических вопросов.
Это значит, что все, что требуется от меня - дважды в год присутствовать на экономическом совещании с аудиторами и адвокатами. Там мне показывают какие-то цифры, а остальное - это не мое дело. Я никогда не читаю ничего, что связано с контрактами - или зарубежными связями.
Точно так же я отказался от того, что называют «критикой перевода», то есть я не интересуюсь тем, кто будет переводить мои книги и каково будет качество перевода.
Мое издательство проводит огромную работу, привлекая консультантов, которые контролируют иностранные издательства и проверяют, хорошо ли переведены книги.
Кроме этого, у нас существует договоренность о том, что издательство никогда не будет выдвигать передо мной никаких особых требований. И меня ни разу не попросили о каком-нибудь публичном выступлении".

Тут уже виден всасывающий блок - 3БЛ/5ЧЛ. Цифры, расписания и другую аналогичную информацию Питер передаёт своему редактору. Это вполне нормально, если учитывать то, что блок слабый и контактный. По нему больше ждут помощи со стороны, чем что-то делают сами. Здесь человек больше слушатель, чем рассказчик, больше наблюдатель, чем исполнитель. В принципе, наши выводы легко проверить, если посмотреть на результат, который мы описали ранее.

Уже по имеющейся информации мы можем сделать однозначный вывод о том, что Питер - Достоевский, т.е. этико-интуитивный интроверт.

Итак, если в аналитическом канале расположены аспекты БЭ и ЧЭ, у человека преобладает анализ своих и чужих эмоциональных проявлений и настроений, а так же морально-нравственная оценка поступков окружающих. Но так как подобный человек держат свои моральные соображения при себе, пока не увидит необходимости в их выражении, нам легче сосредоточится на манипулятивных каналах ЧИ и БИ.
Подобный человек с радостью будет делиться с окружающими своими предположениями и прогнозами относительно аналитических каналов(1БЭ/7ЧЭ), стремясь раскрыть потенциал людей вокруг себя и развить их возможности.
Уже в стенограмме видео интервью мы видим много семантики ЧИ и БИ - просто перечитайте, как он обращает ваше внимание к тем или иным возможностям в активном ключе и как упоминает время в пассивном.

Теперь давайте возьмем следующую часть интервью.
- Вы никогда не рассказывали жене во время работы, о чем та книга, которую вы сейчас пишите?
- Никогда. Напротив, я дохожу до крайностей, чтобы никто ничего не заподозрил. Это означает, что когда я получаю информацию, разговариваю с людьми, беру в библиотеке книги, то постоянно устраиваю «дымовую завесу», чтобы никто не догадался, как все развивается. Это касается и домашних.

Вспомните описания фоновой функции. Вам это ничего не напоминает? Человек защищает окружающих от аспекта своей 8 функции. Подсознательно он таким образом стремится защитить дуала от этого информационного канала.

Восьмая функция - это сильная витальная продуктивная функция. Её ещё называют функцией-локатором или табуированной функцией. Если интенсивность информации по каналу 8 функции велика, то внимание сразу переключается к источнику этой информации. При этом человек может не понимать, что же именно его внимание привлекло. При этом, когда внимание по 8 захватывается, появляется сильное ощущение того, что тобой управляют:
«Но я решил, что в отношении необходимого для написания книги времени, я в будущем буду демонстративно медлительным. Я никогда не работал в быстром темпе. Книги имеют право на определенное время, но, конечно же, все не так просто. Когда ты, например, пишешь такую большую книгу, как «Смилла», то к концу ее так устаешь, что в какой-то момент легко можешь захотеть, чтобы она поскорее была закончена и чтобы избавиться от нее.
Теперь я решил пойти в противоположном направлении. В будущем я хочу сохранить желание и силы до последней строчки. Независимо от того, сколько лет на это потребуется. Это было одно из моих решений.
Второе мое решение состояло в том, что я решил не работать больше одного раза в день. Раньше я работал в первую половину дня, а после того как детей укладывали спать, я работал еще некоторое время. От работы вечером я отказался и стал работать только один раз в день: в первой половине дня, после полудня.
Это решение я принял, чтобы не подводить семью, не подводить друзей - и не подводить книгу.
Сочинение книги, в сущности, подразумевает умение погружаться в это несколько похожее на транс состояние и оставаться там подолгу. И к тому же постоянно изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год поддерживать желание пребывать в этом состоянии. Уметь находить радость. Уметь удивляться. Уметь находиться внутри.
Если говорить о процессе, то работа над «Женщиной и обезьяной» - это самое приятное, что у меня когда-либо было.
Я отчетливо понимаю, что за эти 15 лет, произошло что-то и я теперь чаще попадаю в цель. У меня есть ощущение, что дымовая завеса все больше и больше рассеивается».

Разумеется, инструментом выхода из зоны влияния фоновой функции является аспект творческой функции. В данном случае речь идет об аспекте ЧИ.
Если вы ещё раз самостоятельно перечитаете стенограмму, а так же полностью ознакомитесь с интервью по ссылке: fantlab.ru/article355 , то скорее всего никаких сомнений в том, что Питер - Достоевский, у вас не останется.


Искренне ваше - Buffer Zone!


@темы: Достоевский, Дельта квадра, персоны

URL
Комментарии
2013-02-01 в 13:07 

eloiza_n
— Я совершил плохой поступок. — Меня он как-то затрагивает? — Нет. — Тогда страдай молча
Ну, просто ВАУ! Такой подробный анализ сделали! Ребята, вы супер))
Не очень люблю этого писателя, по правде говоря, но качество и красоту анализа это не отменяет!
А почему вы не раскручиваетесь? У вас есть баннеры вообще? Просто уже столько материала шикарного, есть ведь чем похвастаться хД

2013-02-01 в 15:25 

[холодная]
прыгаю и квакаю
Спасибо за подробный анализ!

2013-02-02 в 00:25 

rlreader
Me & The Minibar
Очень интересно, спасибо!
Хотя, честно говоря, мне представляется не слишком корректным делать выводы на основании а) отредактированного интервью, б) переведенного с другого языка.
А анализ текста (метатекста, конечно) может дать верное представление о тиме автора?

2013-04-03 в 11:45 

Интуит? А вы читали его романы? Например, "Смилла и ее чувство снега"? там столько деталей, которые подметить может лишь сенсорик. И потом, герои Хега агрессивны. Он не Достоевский.

URL
   

Buffer Zone

главная